ТРАДИЦИОННЫЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД ЧЕЧЕНЦЕВ

Берсанова З.Х.-А.

ТРАДИЦИОННЫЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД ЧЕЧЕНЦЕВ

В системе семейных обрядов самым зрелищным и сложным по своей структуре является свадебный обряд. В нем сохранились черты, возникшие на различных этапах исторического развития общества. Не является исключением и традиционный свадебный обряд чеченцев.

«Чечено-ингушская свадьба, как и другие народные обряды, выступала в своем синкретическом единстве, то есть пение, танец, музыка, пантомима и слово, вместе взятые, создавали цельное зрелище… Игровой момент – представление, изображение в лицах – очень развит в обрядах чечено-ингушской свадьбы. Об этом свидетельствует и само чеченское слово «ловзар» – свадьба, что в переводе на русский язык означает «игра», «игрище», – пишет Ю.А.Айдаев. [1, с. 55] Известный дагестанский ученый Б.К. Далгат, исследовавший родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей, оставил сведения относительно возраста вступления в брак представителей этих народов.

«Девушки по адату должны выходить замуж не ранее 18 лет, – пишет он. – Это делается для того, чтобы девушка выучилась самостоятельно вести хозяйство; выдать дочь до 18 лет, т.е. до ознакомления со всем хозяйством… молодой человек может жениться не ранее 17 лет; раньше может жениться (ему извинительно) только сирота, одинокий, о котором некому позаботиться, некому одеть его, а, главное, приготовить пищу…» [4, с. 166]

Выход замуж женщины из какой-либо семьи связан с разрывом связей с  предками, со вступлением ее в новую семью и с приобщением к культу предков этой новой семьи.

«Прежде при выходе девушки замуж… в дом ее (невесты – З.Б.) родителей собирались подруги и гости, разводили огонь в очаге, и шафер жениха (позже – подруги невесты) за руку водил ее с покрытым лицом три раза вокруг очага. Подруги пели песни, обращаясь к святым (Сели и др.) с молитвою, чтобы молодая была плодовита (счастлива в детях), как зола священного очага, которая увеличивается с каждой минутой; чтобы она была привязана (прилипчива) к своему мужу и семье, как сажа (т.е. чтобы она любила свой дом и мужа и не отставала от него, как не отстает от цепи и трубы сажа) и т.п. С припевом «далай!» затем шафер брал одною рукою цепь, другою держал руку невесты и потрясал цепью в знак разрыва всякой связи невесты с семьей и ее культом. После этого кто-либо из приверженцев жениха схватывал невесту и на плечах выносил из комнаты, провожаемый бранью и побоями молодежи, выражающей протест якобы похищению невесты; и так несчастного шафера колотили и провожали до самого поля, дороги за аулом… По прибытии невесты в дом жениха совершался почти так же акт приобщения невесты к культу родственников жениха» [5, с.87].

Этот красивый обряд, записанный Баширом Далгатом со слов своих информаторов, совершался, когда невеста выходила замуж открыто, поставив в известность своих родителей (хаахууш). Это классическая форма совершения брачного ритуала, которой в современном чеченском обществе придерживаются все без исключения.

Если девушка на предложение парня стать его женой отвечает согласием, она назначает день свадьбы и дает парню «слово», в подтверждение которого дается в залог платок, кольцо или какое-либо другое ювелирное украшение.

К назначенному времени в дом невесты отправляется кортеж нарядно украшенных автомобилей (в старину это была тачанка, в которую усаживали невесту. Тачанку сопровождали всадники) [7].

При выводе невесты из дома дверь преграждали родственницы невесты, требуя за нее выкуп. После уплаты выкупа брат жениха выводит под руку невесту и усаживает в машину.

Соседи невесты (обычно дети или подростки) могут преградить дорогу свадебному кортежу и тоже взять выкуп.

Привозят невесту в дом друга или родственника жениха (зуда йоссор – букв. приземлить невесту). Там она находится до оформления некоторых формальностей, главной из которых является стаг вахийтар (букв. «послать человека»), чтобы сообщить родственникам невесты о добровольном выходе замуж их дочери. Далее следует церемония там-мах бар – примирение, выдача калыма родственникам невесты. Для этого в дом родителей невесты отправляется делегация со стороны жениха.

После этого начинается подготовка невесты к свадьбе. Родители присылают свадебный наряд, покупают одежду и все, что необходимо для невесты. А в доме жениха начинаются приготовления к свадьбе (ловзар).

Крайней, очень неодобряемой со стороны чеченского общества, формой женитьбы является женитьба посредством похищения невесты. Многие наши информаторы говорили о том, что это не есть чеченская традиция, а просто хулиганский поступок.

«У чеченцев существует странный обычай, – пишет А.П.Берже. – Молодой человек сговаривается с несколькими приятелями похитить девушку и привезти ее в свой дом. Для этого они выбирают удобный случай, нападают на нее все вдруг и, несмотря на все сопротивление с ее стороны и со стороны ее родственников, увозят ее в дом возлюбленного, где товарищи запирают их вдвоем, а сами стерегут у дверей, пока их не позовут в комнату. При них девушка объявляет, хочет ли она воротиться  к родителям или остаться у похитителя. Обыкновенно необходимость заставляет ее выбрать последнее, и тогда она становится его законною женою [3, с. 98].

Если же девушка не соглашалась стать женой своего похитителя, то сторона несостоявшегося жениха должна была уплатить родителям девушки калым – штраф за нанесенное девушке оскорбление. Не всегда дело ограничивалось уплатой штрафа. Иногда случай похищения девушки заканчивался кровавой разборкой между двумя сторонами. Могли украсть в отместку родственницу похитителя [8].

При благополучном исходе невесту (нускал) привозят в дом жениха.

Когда невеста выходит из машины, первой ее встречает свекровь. Она обнимает ее и дает конфету в знак того, чтобы отношения у них были мярз (букв. сладкие).

Затем невесте дают на руки маленького мальчика. Это – безмолвное пожелание, чтобы у нее первенец был мужского пола.

При вводе невестки в дом у порога кладут веник с ковриком (в старину бросали бурку). Невеста должна аккуратно свернуть его и убрать в сторону. После этих церемоний начинается свадьба, на которую приходят родственники и соседи жениха. У чеченцев приходят на свадьбу все желающие без приглашения.

«Присутствовал в городе на чеченской свадьбе. Она происходила во дворе дома, – пишет ученый-этнограф Лавров. – Многие девушки пришли на свадьбу в новых платьях национального покроя. Танцевали все время один и  тот же танец типа лезгинки. Характерно, что на свадьбе совсем не было алкогольных напитков. Последнее, видимо, проистекает от исламской традиции, но сами чеченцы объясняют это желанием избегать всего, что может вызвать ссору и поножовщину. [6, с.182]

Раньше в свадебных увеселительных мероприятиях участвовали клоуны (жухарги), лица которых прятались под масками (туьтм1аьжиг). Жухарги  копировали неумело танцующих парней, высмеивали кичливость девушек, отказывающихся танцевать с парнем, который кажется им недостойным их внимания. Кстати сказать, отказать парню в танце считалось в прежние времена высшим оскорблением. Дело иногда доходило до выяснения отношений между родственниками девушки и отвергнутого ими парня [9].

Распорядителем на свадьбе бывает тамада. Помощником тамады на свадьбе выступает човс. «Човс – это человек, который следит за  соблюдением очереди танцевальных пар, выводит (назначает по очереди)  девушку в танцевальный круг. От его умения, расторопности,  профессионализма, как правило, зависит порядок на свадьбе [10].

Существует в цикле свадебных церемоний еще один интересный ритуал – моттбаститар (букв. – «развязать язык»). Этот ритуал должны совершить все родственники мужского пола, соседи и друзья жениха. Для того чтобы «развязать» невесте язык, гость просит у невесты воды. Когда невеста приносит воду, гость спрашивает у нее разрешение – можно ли ее выпить. Невеста отвечает кивком головы. Но гость должен разговорить ее. После того, как невеста произнесет: «Пейте на здоровье!», гость опорожняет стакан и кладет туда деньги.

На следующее утро после свадьбы невеста идет за водой в сопровождении веселой компании молодых людей, которые по дороге стреляют, поют, веселятся. Дойдя до реки, бросают в воду лепешку с творогом (символическая приманка для «водяного»). Молодые люди стреляют и «убивают» водяного. После этого невеста набирает в кувшин или ведро воду, и вся процессия возвращается домой [2, с. 358].

Этот обряд имеет древние корни: невеста каждый день должна ходить за водой, где ее может подстерегать водяной, который может затянуть ее в омут. Чтобы «обезопасить» невесту, и совершается этот ритуал.

Через месяц, а иногда и позже, невеста отправляется домой в сопровождении близкой родственницы мужа (чаще всего, это золовка или тетя). Получив подарки от родителей невесты, родственница возвращается домой. А невеста остается еще на несколько недель. За это время она собирает приданое, подарки для родственников мужа.

Официальным визитом зятя в родительский дом невесты завершается цикл свадебных церемоний. Сопровождает зятя группа поддержки – его друзья. В старину родственницы невесты, как только зять войдет во двор, давали ему в руки тупую косу, предлагая скосить ею траву. Затем – тупой топор и дрова. Потешались, как зять пытается работать незаточенными орудиями труда.

Придумывали для зятя и другие испытания. Например, заливали в его обувь мед, заводили в курятник и т.д. Все эти шуточные розыгрыши проводились с единственной целью: выяснить, насколько зять обладает выдержкой и терпением.

Какие бы трюки ни придумывали для него родственницы жены, зять не должен был выходить из себя. На все эти шуточные розыгрыши он должен был реагировать спокойно, стараясь держать себя в руках.

Во время официальной церемонии «презентации зятя» присутствует много детей – родственников невесты. Зять должен одаривать их деньгами.

Уходя, зять и его друзья получают подарки. После этой церемонии зять может свободно посещать родительский дом своей жены, но ни в коем случае не оставаясь там с ночевкой.

Мы только вкратце описали свадебный обряд чеченцев, который с небольшими изменениями сохранился до наших дней.

Литература

1.Айдаев Ю.А. Народные истоки чечено-ингушской драмы //Известия ЧИНИИИЯЛ. Литературоведение. Грозный, 1968. Т.5. Вып.3, с.5 5.

2.Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный, 1990 г.

3.Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859.

4.Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг. М. ИМЛИ РАН 2008, с. 166.

  1. Далгат Б.К. ТС. 1893, вып. 3, кн.2, с. 87.
  2. Лавров Л.И. Этнография Кавказа (по полевым материалам 1924-1978 гг.). Л. «Наука». 1982 г.

7.ПМА, Инф. Гудаева Эминат, с.1929 г.р. с. Чири-Юрт Шалинского района, Чеченская Республика.

8.ПМА. Инф. Арсанукаева Неби, 1898 г.р. с. Чири-Юрт Шалинского района, Чеченская Республика. Записано в 2014 г.

9.ПМА. Инф. Гайтукаева Буки Майрбековна, 1931 г.р. с. Шалажи Урус-Мартановского района, Чеченская Республика.

10.ПМА. Инф. Абдулкадыров Адам, 1948 г.р. г. Грозный.