Одной из величайших трагедий ХIХ века в истории России и Кавказа явилась Кавказская война 1818-1864 гг. Обычно под этим названием понимают военные действия между российскими войсками и восставшими горцами. Со стороны горцев это была народно-освободительная борьба. Россия же стремилась утвердиться на Кавказе, исходя из своих стратегических, геополитических и национальных задач.
Длившаяся почти полвека Кавказская война выдвинула целую плеяду военачальников с обеих сторон. Одним из них с горской стороны был наиб имама Шамиля Байсангур Беноевский. Это был человек высокого благородства, исключительной храбрости и мужества. Современники называли его «Рыцарем свободы», а имам Шамиль – «Человеком из камня».
Вот об этом человеке в последнее время в различных СМИ (в основном в интернете) появились публикации, связанные с выходом книги П.И. Тахнаевой «Гуниб. Август 1859 г.», вышедшей в Махачкале в текущем, 2019 г. В этой книге есть раздел, посвященный Байсангуру Беноевскому. Надо подчеркнуть, что данный раздел в точности повторяет статьи, ранее опубликованные П.И. Тахнаевой в ряде сборников и журналов, т.е., оригинального здесь ничего нет. Следует добавить, что инициатором этих обсуждений стала сама П.И. Тахнаева.
Тахнаева проделала большую работу по сбору и критическому анализу архивных документов и описанию событий, связанных со сдачей в плен имама Шамиля вместе с ближайшими родственниками.
При этом автор не умоляет заслуги Байсангура Беноевского. Он предстает как смелый, мужественный, стойкий и отважный человек.
Статьи и данная монография П. Тахнаевой вызвали неоднозначную реакцию со стороны творческой общественности Дагестана и Чечни. Обусловлено это тем, что в сознании людей сложился определенный образ Байсангура Беноевского, который был непримиримым противником всяких компромиссов, тем более сдачи в плен. Думаем, что об этом прекрасно знает П. Тахнаева.
Хотим подчеркнуть, что в своих публикациях П.И. Тахнаева пытается опровергнуть утверждения целого ряда авторов (историков, писателей) о том, что Байсангур Беноевский участвовал в защите последнего оплота имама Шамиля – аула Гуниб в августе 1859 года, вырвался из окружения царских войск и вместе с небольшой группой соратников ушел в Чечню, в то время, как сам имам, как известно, сдался князю А. Барятинскому, командующему российскими войсками.
П.И. Тахнаева пишет, что нет никаких документальных данных, подтверждающих участие Байсангура Беноевского в защите Гуниба в августе 1859 года и все вышеприведенные факты являются вымыслом. Мы должны подчеркнуть, что версия об участии в защите Гуниба Байсангура Беноевского основана на народных преданиях и легендах. Это, с научной точки зрения, не доказывает и не опровергает факт участия Байсангура Беноевского в защите Гуниба.
В то же время, у нас вызывает недоумение, почему П.И. Тахнаева с упорством, достойным лучшего применения, в течение нескольких лет в целом ряде публикаций обращается к одному и тому же эпизоду многолетней Кавказской войны.
Президиум Академии наук Чеченской Республики считает своим долгом отметить, что, действительно, архивные документы, подтверждающие факт участия Байсангура в боевых действиях при Гунибе, пока не обнаружены.
Мы полагаем, что не надо строить какие-либо спекуляции вокруг имени мужественного наиба Шамиля Байсангура Беноевского, о котором еще при жизни слагались народные легенды. Надо добавить: ближайшего сподвижника и соратника святого устаза Ташу-Хаджи Саясанского.
Байсангур Беноевский и его сподвижники не нуждаются в том, чтобы о них писали то, чего не было.
Независимо от того, найдутся или нет документы, подтверждающие факт участия Байсангура Беноевского в Гунибе в августе 1859 года, он останется в памяти людей воином, который был с имамом Шамилем до последнего и ушел из Гуниба, прорвавшись через окружение царских войск.
Мы полагаем, что наша задача, и прежде всего, задача ученых – это искать новые документы и иные источники о жизни и деятельности Байсангура Беноевского и других военачальников и видных участников Кавказской войны.
Президиум Академии наук Чеченской Республики