Аналитическая справка

Аналитическая справка

по результатам работы по проекту «Русские Чечни: изучение и сохранение традиционных духовных ценностей и опыта межэтнической интеграции» 

В ходе осуществления проекта «Русские Чечни: изучение и сохранение традиционных духовных ценностей и опыта межэтнической интеграции» в феврале-марте 2018 г. рабочей группой были проведены полевые культурно-антропологические исследования в Шелковском и Наурском районах Чеченской республики – именно здесь сегодня сосредоточена основная масса оставшегося русского старожильческого населения. Участниками рабочей группой изучалась ситуация в официальной и общественной инфраструктурах, для чего  были организованы встречи с представителями депутатского корпуса Чеченской Республики, Министерства культуры, Министерства по национальной политики, внешним связям, печати и  информации, местного духовенства, с руководителями казачьих обществ, центров традиционной казачьей и русской культур. В местах проживания старожильческого населения Чеченской республики (станицы Шелковская, Червленая, Старогладковская, Гребенская, Дубовская, пос. Парабоч Шелковского района; станицы Наурская, Ищерская. Мекенская, Калиновская, пос. Чернокозово Наурского района) осуществлялся сбор материала по православным, в том числе – старообрядческим традициям русского старожильческого населения Чечни, системе жизнеобеспечения, этнокультурным и конфессиональным стереотипам, народному опыту общения казачьей и вайнахской культур, стратегиям выживания в экстремальных ситуациях и др.

Русские Чечни, как и другие этносы и этнические группы республики, остаются составляющей российского общества, объединенной особенностями самосознания, местных традиций, жизнеобеспечения на основе условий региональной экономики и культуры. В 1990-е гг. в Чечено-Ингушской Республике, как известно, сложилась достаточно сложная политическая ситуация. Население республики, независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, пострадало и морально, и физически, и материально. В этих тяжелых условиях практически брошенной властями  на произвол судьбы, особенно в период двух военных кампаний, оказалось и старожильческое население, компактно проживавшее в населённых пунктах вышеуказанных районов.

Тем не менее, важными средствами самоидентификации старожильческого населения республики выступают опыты духовной интеграции с земляками и соседями в прошлом и настоящем, этнокультурные стереотипы. Горское влияние выступает этнообъединительным, и, в тоже время, дифференцирующим признаком для подчеркивания своего отличия от остальных русских. Свою идентичность станичники нередко демонстрируют через владение чеченской лексикой, крылатые выражения, знание этикета. Образы событий и персонажей в исторических представлениях русских Чечни рисуют актуальные для них в XVIII – начале XXI вв. сюжеты и портреты: основание станиц в Притеречье, Екатерина II и Суворов, война, торговля и дружба с чеченцами, трагедии и победы ХХ в. Несмотря на воспоминания о Кавказской войне, горького наследия двух войн 1990-х – начала 2000-х гг., вынужденной миграции в соседние и другие регионы России, местные русские хранят память о добрососедских отношениях, взаимопомощи в годы тяжелых испытаний, культурном взаимодействии. В жизни русских Чечни важная роль принадлежит местам памяти, символическим воплощениям прошлого, призванным сохранять представления о самих себе и своей истории. Места памяти (курган в ст. Наурской, дома известных станичников, кладбища, памятные кресты и др.) закрепляют самосознание и образы прошлого, символически воплощают достижения и потери.

Сегодня кладбища русских Чечни выполняют тройную функциональную нагрузку. Во-первых, выполняют свое прямое предназначение мест захоронений. Во-вторых, служат местом поминовения, хранилищем памяти об ушедших. В последние годы добавилась третья составляющая: кладбища служат местом встречи русских, покинувших пределы Чечни в 1990-е – начале 2000-х гг. К этим встречам, особенно на «родительские дни», активно подключается администрация: заблаговременно выясняется возможное количество приезжих, предоставляется транспорт, выписываются продукты, организуется сопровождение и охрана. Поэтому необходимо отдать должное властям республики за внимание к этому направлению, в чем видится залог взаимоуважения и общего будущего наших народов.

Устные нарративы о трудовых процессах и занятости населения станиц в дореволюционный период, содержат ностальгию по коллективному труду в советский период, стратегии выживания в драматическую постсоветскую эпоху.

Несмотря на малочисленность православной паствы в Чечне, православная вера переживает здесь ренессанс и является одним из важнейших, если не главных, факторов сохранения местными русскими своего самосознания. С сохранением и возрождением православных традиций русские связывают свои перспективы дальнейшего проживания в Чечне. Православие позволяет преодолевать психологические травмы и обиды, выстраивать добрые отношения с соседями-чеченцами, являющимися на сегодня практически поголовно верующими людьми. В свою очередь отношение русских к вере своих предков во многом определяет их облик в глазах чеченцев, для которых крепость человека в своей вере является одним из главных условий уважительного отношения. В отдельных русских семьях со старообрядческими корнями хранятся и передаются из поколения в поколение как семейная реликвия иконы старого письма и медные складни – немногие артефакты, сохранившиеся от терской старообрядческой культуры.

Большая часть русского населения современных Шелковского и Наурского районов достаточно возрастное – пенсионного и предпенсионного возраста. Немало одиноких стариков, семейных пар старшего возраста, чьи дети живут за пределами республики. При этом, семьи, возникшие в последние десятилетия, чаще всего не отделяются от родителей, а проживают вместе с ними, образуя трехпоколенные (бабушка/дедушка, молодая семья, дети), а в редких случая даже четырехпоколенные семьи. К причинам современного образования многокопоколенных семей можно отнести экономические (безработица, отсутствие жилья и др.), а также традиционалистские – сын/дочь должны досмотреть родителей. Отличительной чертой семейного уклада в станицах двух районов выступает гостеприимство, которое в полной мере можно назвать кавказским.

По объективным причинам стало невозможным проводить в станицах казачьи свадьбы, существенно сократились возможности бытования традиционных форм праздничной культуры, связанных с церковным календарем (святочные обходы домов, пасхальные гуляния). Свадьбы русской молодежи проводятся в основном за пределами Чечни, в городских кафе и ресторанах, практически полностью утратили элементы местной традиции и стали по-городскому унифицированы. Основные события народного календаря ограничиваются церковной службой, семейными встречами или мероприятиями в рамках деятельности Домов культуры и находящихся при них национальных культурных центров. Последние наряду с церковью стали единственным сосредоточием общественного культурного досуга для русских в Чечне. Правда, их деятельность лишь фрагментарно воспроизводит элементы былой традиции и все чаще прибегает к трансляции вторичных или даже чуждых традиции форм. Большую часть репертуара певческих коллективов составляют современные авторские песни либо общерусские или общеказачьи шлягеры. Наиболее устойчивым элементом музыкального фольклора терских казаков в Чечне является казачья лезгинка, исполнять которую умеют многие из русских, и которая остается неизменным компонентом любых семейных торжеств и праздничных мероприятий.

Одним из наиболее сохранившихся как в памяти, так и повседневном быту элементом народной культуры русских Чечни, ярким маркером их этнической принадлежности выступает традиционная система питания. Непременные компоненты казачьей кухни – сухое вино (чихирь) и блюда из свинины подверглись трансформации вследствие смены населения и исламского ренессанса. Знаменитую казачью солянку – обжаренное, а затем тушеное с квашеной капустой мясо, теперь готовят с использованием свежей крольчатины. Маркирующими блюдами остаются борщ, казачья похлебка, пироги с решётамии с самой разной начинкой,  жареная рыба с пома́чкой (овощной подливой), блины и овощные соленья.

Задачи возрождения традиционной культуры позволяют признать одним из приоритетных направлений культурной политики в Чеченской Республики вовлечение русских и казачьих культурных центров в работу по проектам целевых республиканских и федеральных программ; целевое финансирование ежегодных мероприятий (таких День Наурской казачки, получивший статус общеказачьего праздника и собирающий сотни людей из разных регионов Российской Федерации); проведение совместных фестивалей казачьей и вайнахской культуры; восстановление традиционного репертуара действующих народных исполнительских коллективов; создание музеев казачьего быта и интернет-ресурсов по традиционной культуре русских казачества Чечни.

Необходимо принятие Закона Чеченской республики о признании основополагающей роли старожильческой традиционной культуры в укреплении социальной стабильности, гражданского  и конфессионального согласия, покровительстве в восстановлении и сохранении этнокультурного пространства Чечни. В Законе должны быть прописаны необходимость выявления, изучения и распространения форм традиционной системы ценностей старожильческих групп населения, включая традиционные нормы общения, поведения, урегулирования конфликтных ситуаций, установок на культуру взаимоотношений с земляками и соседями, научных исследований в этом направлении, государственной поддержке самодеятельным аутентичным фольклорным коллективам и мастерам народных промыслов, фестивалям, праздникам и другим мероприятиям, способствующим общению культур, профессиональной подготовке кадров для изучения, сохранения и развития духовного наследия региона.

На научном уровне необходима дальнейшая государственная поддержка исследовательских проектов, связанных с изучением традиционного опыта, механизмов адаптации в поликонфессиональном этнокультурном пространстве, исследованием этнокультурных стереотипов, прогнозированием возможных перспектив восстановления духовности  и условий интеграции. Базой для таких проектов могут выступить отделы истории народов Северного Кавказа, этнологии, языка, литературы и фольклора Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской республики, кафедра «Истории народов Чечни» исторического факультета Чеченского государственного университета», лаборатория историко-этнологических исследований Отдела гуманитарных исследований Комплексного научно-исследовательского института им. Х. И. Ибрагимова РАН, привлеченные столичные и региональные научно-исследовательские коллективы и отдельные специалисты, занимающиеся изучением этих проблем.