Чеченцы обучались военному ремеслу с ранних лет


Подготовка и обучение юношей военному делу у чеченцев начиналась с раннего возраста. В 15 лет подросток должен был быть полноценным воином, готовым к защите своей семьи, рода, села и Отечества.
«У чеченцев было принято, что посвящение молодого юноши в мужчину происходит в 15 лет. В этом возрасте его опоясывали, вручали кинжал и другое оружие. Военная подготовка подростка начиналась задолго до совершеннолетия. Часто он выступал в качестве зрителя и следил за сражениями взрослых. Это помогало ему получить теоритические знания», – рассказал корреспонденту ИА «Грозный-информ» доктор исторических наук, заведующий отделом этнологии Института гуманитарных исследований Лейчий Гарсаев.

Как объяснил историк, столь раннему созреванию чеченских юношей способствовали многие факторы: природные, идеологические, военные, все это отражалось на возрасте совершеннолетия.

«Еще с глубокой древности на территории чеченцев происходили военные конфликты. Как отмечают современники, Чечня не успевала вырастить сыновей из-за войн. Поэтому юношам приходилось быстро взрослеть. Это была необходимость, вызванная теми бедами, с которыми сталкивался наш народ», – добавил он.
До 15-лет чеченским юношам не разрешалось участвовать в сражениях и только после совершеннолетия они принимали участие в первом настоящем бою. Наш народ очень берег и заботился о своем подрастающем поколении и только в крайних случаях отправлял их на войну.

Порой чеченские юноши отправлялись в специальные лагеря по обучению военному ремеслу. В основном тренировки здесь были представлены в форме военных игр, которые помогали оттачивать навыки, развивать рефлексы и силу. Подростки уходили верхом в лес или горы, без провизии или других походных приспособлений. Так они должны были выживать в дикой местности: сами добывать себе еду, обустроить кров, защищаться от зверей и вернутся живыми. Обычно такое скитание продолжалось месяц.

«В военно-патриотической подготовке юношей важную роль играл отец. Он должен был быть самым ярким образцом для подражания для будущего воина. То есть в обязанности отца семейства входило не только воспитание посредством передачи знаний и навыков из уст в уста, но и непосредственно на личном примере», – отметил ученый.Если к 15 годам сын доказывал, что достоин и проявлял в себе качества истинного воина, то отец передавал ему наследственное оружие (кинжал или саблю), которое в чеченских семьях почиталось как реликвия.«Раньше у нас в семье Гарсаевых был наследственный кинжал, оставленный моим дедом. Когда я был еще школьником, отец передал его мне вместе с таким напутствием: «Береги этот кинжал, наши праотцы не носили его зря, не обнажали лезвие без причины, а обнажив, не убирали обратно в ножны, не пролив кровь врага». К сожалению, в ходе военных компаний в республике этот кинжал был утерян», – вспоминает Л. Гарсаев.Примеров проявления героизма среди чеченцев в юном возрасте очень много. У каждой исторической личности, почитаемой народом как истинного «къонах», есть подвиги совершенные им еще в юности, за что они получали уважение и почести у односельчан. Один из подобных примеров – Байбулат Таймиев, который уже в 15-16 лет совершил набег на стан врага за Тереком, захватив трофеи и военнопленных. Позже свою добычу он раздал односельчанам, оставив лишь малую часть для калыма.Более современным образцом храбрости чеченских подростков является Ханпаша Нурадилов. В годы Великой Отечественной войны, будучи еще 14-летним юношей (по справке 16 лет), он отправился на фронт, сражаться против немецких захватчиков. За два года службы он уничтожил из пулемета «максим» более 920 фашистов, 7 пулеметных расчетов и захватил в плен 12 офицеров.

Источник:. www.grozny-inform.ru/news/society/137414/