Историческая ценность автодороги Итум-Кали — Шатили, проходящая в верховьях Аргунского ущелья

Строительство автомобильной дороги из Чеченской Республики в Грузию имеет значительную перспективу в будущем. Она поможет наладить социально-экономические, политические и культурные связи с Республикой Грузия, расширить и укрепить отношения с чеченской диаспорой Грузии, а также сэкономить время, затрачиваемое на преодоление расстояния между соседними регионами.

Итум-Кали — Шатили — автодорога местного значения, проходящая в верховьях Аргунского ущелья от районного центра Итум-Кали до российско-грузинской границы. Участок от границы до грузинского села Шатили, протяжённостью 2 км, не достроен. Об исторической значимости данной дороги рассказал корреспонденту ИА «Грозный-информ» доктор исторических наук, заведующий отделом этнологии Института гуманитарных исследований Лейчий Гарсаев.Панкисское ущелье — это небольшой анклав, территориально входящий в Ахметский муниципалитет. Расположен он на севере Грузии в Кахетии, в верховьях реки Алазань.«В настоящее время здесь в общей сложности насчитывается 16 населенных пунктов, в которых проживают чеченцы следующих тайпов: маьлхистинцы, майстинцы, дишни, хьачарой, хилдехьарой, тIерлой. Почти все эти тайпы в прошлом до переселения в Грузию жили в верхнем бассейне реки ЧIаьнти-Аргун. Это свидетельствуют о том, что по Аргунскому ущелью существовали пути сообщения между Грузией и Чечней. На протяжении длительного исторического времени между Чечней и Грузией имелись тесные социально-экономические, политические и культурные связи», – рассказывает Л. Гарсаев.

Согласно легендам, преданиям, а также по некоторым письменным источникам, представители грузинской царской династии посещали Чечню, преимущественно горную. Они передвигались по очень сложным лабиринтам горных дорог и троп Кавказского хребта. Основная дорога именовалась «Гуьржи махка боьду некъ». Ею пользовались и для ответных визитов с чеченской стороны.«По мнению историка Хасухи Хангашвили, чеченцы начали переселятся в Панкисию в 30-е годы XIX столетия. Дуй Дишнинский из тайпа Дишни 1826 году уже был в Панкисии. В конце 20-х начале 30-х гг. XIX в. здесь уже обосновались чеченцы. Согласно историческим сведениям в конце первой половины XIX века чеченский предводитель Джокало по горным тропам направился в Кахетию, в Панкисское ущелье, обосновался здесь и заложил село – Джокало. В исторических исследованиях грузинских и российских ученых рассмотрены вопросы основных путей сообщений Чечни с Грузией», – отмечает собеседник.

В книге известного грузинского ученого Шавхелишвили А.И. «Из истории взаимоотношений между грузинским и чечено-ингушским народами (С древнейших времен до XV века)». – Грозный, Чечено-Ингушское издательство, 1963. – 128 с. отводится глава I «Границы расселения чеченцев и ингушей и пути сообщения с Закавказьем». Автор на с. 16 пишет: «Основными горными проходами, соединявшими вейнахов с Грузией, являлись: Хуландойский проход, ведущий в Тушетию, на Парсму, Аргунский проход – на Хевсуретию (через Шатиль или Ардоти).«На с. 22 он указывает: «Из общества Шатой дорога идет вверх по реке Аргуну, через Хевсурское село Шатиль или через Ардоти до с. Парсман Грузинской ССР. От с. Парсман она тянется через Пирикительское ущелье до центра Панкисского общества с. Омало к Банскому перевалу и оттуда в Кахетию», – заявляет Лечий Гарсаев.В более позднем издании книги, Шавхелишвили А.И. «Грузино-чечено-ингушские взаимоотношения (С древнейших времен до XVIII века). – Тбилиси, «Мецниереба», 1992. – 232 с.» на страницах 35, 40, 42-43 дает развернутую характеристику дорогам, проходящим через Чечню в Грузию. Особое место занимает дорога Шатой – Итум-Кале – Шатили. Именно эта дорога занимает первостепенное значение в XVI-XVIII веках в дипломатических взаимоотношениях между грузинским и русским царями, которые требовали частого обмена послами.

В материалах XVI-XVIII вв. есть ряд уникальных документов, в которых указана дорога по Аргунскому ущелью. В сборнике «Русско-чеченские отношения. Вторая половина XVI – XVII в. Сборник документов. 2-е издание. – Грозный: АО «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2019. – 496 с.» на страницах 235-237 имеется документ №115 «1665 г. не ранее сентября 25. – Челобитная грузинского царевича Николая Давидовича царю Алексею Михайловичу с рассказами о трудностях пути из Тушинской земли в Терский город через Теремскую, Чантинскую, Чинахскую и Шибутскую земли и владение аварского мурзы Загоштоки». В данном документе дается характеристика дороги по Аргунскому ущелью (Шатили – Итум-Кале – Шатой – Терский город), через которую пролегал путь грузинского царевича Николая Давидовича из Грузии в Москву.Важное место в истории грузино-чеченских культурных связей занимает деятельность Цискарова И.Д.Цискаров Иван Давидович (1821-1907), цова-тушинец, закончил полный курс Тифлисской классической гимназии. После завершения учебы работал коллежским регистратором, переводчиком в Тушино-Пшаво-Хевсурской окружной управе, урядником Тушинской милиции, приставом. В чине коллежского асессора в 1859 году вышел в отставку.Начиная с 1846 года на протяжении десятилетия на страницах газеты «Кавказ» и альманахе «Зурна», издававшихся в Тифлисе, печатались его историко-этнографические очерки, фольклорные записи и легенды, заметки о жизни и быте бацбийцев и кистин, рассказы. Наиболее известные: «Дикло и Шанако» (1846), «Картины Тушетии» (1846), «Записки о Тушетии» (1849), «Тушинские песни» (1849), «Лозы любви», кистинское предание (1855). В 1896 году изданы две его книги на грузинском языке.Самым крупным из известных произведений И.Д. Цискарова является работа «Записки о Тушетии (границы, разделение, язык, число жителей, кочевка, вера тушин)». Она опубликована в нескольких номерах газеты «Кавказ» с 12 февраля по 26 марта 1849 г. В ней даны обширные историко-этнографические сведения о тушинах и их генеалогической связи с чеченцами, торгово-экономические и культурные связи грузин и чеченцев. Имеется характеристика Аргунского перехода (дорога из Чечни в Грузию через Аргунское ущелье) на Хевсуретию через с. Шатили.Современное состояние дорогиКак ранее сообщало ИА «Грозный-информ», строительство дороги в Грузию Правительством Чеченской Республики прорабатывается давно, как одно из важных направлений социально-экономического развития региона. Как заявил министр экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики Рустам Шаптукаев, для реализации данного проекта требуется принять соответствующее решение на федеральном уровне.Преимущество строительства данной дороги (Итум-Кале- Шатили) заключается в возможности круглогодичной эксплуатации, которая, в первую очередь, решит проблему многокилометровых пробок на единственном наземным пункте пропуска между Россией и Грузией – многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) «Верхний Ларс» на Военно-Грузинской дороге из Владикавказа в Тбилиси.

Также это благотворно скажется и на развитии особой экономической зоны туристско-рекреационного комплекса “Ведучи”. Автомагистраль будет способствовать увеличению товарооборота между Грузией и Российской Федерацией, соответственно позволит значительно увеличить объемы экспорта Чеченской Республики.Вопрос про постройку дороги был задан Владимиру Путину на большой пресс-конференции в 2019-ом году, на что он ответил:«Это хорошая идея. Она известна, известна эта идея и в принципе реализуема. Целесообразность реализации, безусловно, существует»Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров ранее отмечал важность автомобильной дороги между Россией и Грузией через Чеченскую Республику. По его словам, это имеет большое значение для всего Северного Кавказа.”Мы эти вопросы поднимаем, чтобы нас слышали. Это не значит, что, если сегодня подняли, завтра же он решится. Мы говорим, что есть необходимость и желание улучшить жизнь людей, чтобы в последующем соответствующие ведомства прорабатывали этот вопрос”, – отмечал Рамзан Кадыров.

https://www.grozny-inform.ru/news/society/139154/