В отделе этнологии ИГИ АН ЧР прошел семинар 

16 мая в отделе этнологии ИГИ АН ЧР прошел семинар по следующим темам:

  1. Трансформация похоронно-поминальной обрядности чеченцев в современных условиях. Докладчик – в.н.с. З.Х.-А. Берсанова;
  2. Артефакты производящего хозяйства в археологическом памятнике II-I тыс. до н.э. у станицы Калиновской Наурского района (по материалам историко- этнографической экспедиции отдела этнологии ИГИ АН ЧР). Докладчик – г.н.с. Т.М. Шавлаева.
    З.Х.-А. Берсанова в своем выступлении затронула тему трансформации похоронно-поминальной обрядности чеченцев в современных условиях. «Обряды, связанные с проводами человека в последний путь, являются самыми цельно сохранившимися среди других чеченских обрядов. Особенно строго соблюдаются правила погребения усопшего, совершения обряда сагIа в соответствии с мусульманской традицией. Однако этнические традиции, связанные с похоронно-погребальной обрядностью, в последнее время претерпели некоторые изменения в сторону нарушения устоявшихся традиций. И это не может не вызывать тревогу», – отметила З.Х.-А. Берсанова в своем докладе.
    Участники семинара в ходе дискуссии высказали свое мнение относительно объективных причин, вызывающих трансформацию тех или иных национальных традиций, в том числе и связанных с похоронно-поминальной обрядностью, предложили разные пути решения данной проблемы.

Докладчик Т.М. Шавлаева отметила, что интерес к археологии нынешнего Наурского района начинается с конца XIX в., когда Московским археологическим обществом в 1890 г. была зафиксирована первая интересная для науки историческая находка. К теме археологии данной зоны обращались широко известные кавказоведы Е.И. Крупнов, Н.Я. Мерперт и др. На археологической карте района всего значится 30 единиц, среди которых есть датируемые 3 тыс. до н.э. «С особым удовольствием отмечаем, что к исследованию нового 31- го памятника имеет отношение и наш отдел этнологии. Проведена большая работа по изучению памятника у ст. Калиновской, случайно обнаруженного при снятии грунта. Здесь были найдены гончарные изделия, широкий ассортимент которых включал бытовую посуду, а также найдены каменная зернотёрка и тиглы архаических форм. Набор находок уверенно указывает на бытование в этой местности поселения с хорошо поставленным производящим хозяйством, чем и привлёк наше внимание. Сравнительный анализ образцов позволяет отнести их, по аналогии, к периоду конца 2 – нач. 1 тыс. до н.э.».