Ярычев Насруди Увайсович

7 апреля 1983 г., ЧеченоИнгушская АССР, Грозненский (сельский) район, село Кулары.

Член-корреспондент Российской академии образования (РАО), академик Академии наук Чеченской Республики, доктор философских наук, доктор педагогических наук, профессор. Окончил ГОУ ВПО «Чеченский государственный университет» по специальности «История»; ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» по направлению подготовки «Социальная работа»; ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет» по специальности «Юриспруденция».

Учителя: Д.Ф. Ильясов – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный национальный исследовательский университет»; В.А. Носков – доктор философских наук, профессор кафедры философии и теологии ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».

Кандидатская диссертация: «Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев» (по специальности 24.00.01 – Теория и история культуры, 9 ноября 2007 г., Белгородский государственный университет, научный руководитель – В.П. Римский). Учёное звание – доцент (по кафедре педагогики и психологии, 20 декабря 2012 г.).

Докторские диссертации:

1.«Концепция развития конфликтологической культуры учителя в самообучающейся организации» (по специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования, 21 октября 2011 г., ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный национальный исследовательский университет», научный консультант – доктор педагогических наук, профессор Д.Ф. Ильясов.

2.«Культурно-цивилизационные и национально-исторические основания диалога поколений» (по специальности 24.00.01 – Теория и история культуры, 22 декабря 2017 г., ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», научный консультант – доктор философских наук, профессор В.А. Носков).

Учёное звание – профессор: – приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.03.2017 г. № 167/нк-1 присвоено ученое звание профессора по научной специальности «Теория и методика профессионального образования»; – приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 03.06.2020 г. № 417/нк присвоено ученое звание профессора по научной специальности «Философия религии и религиоведение»; – приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 02.10.2020 г. № 519/нк присвоено ученое звание профессора по научной специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования»; – приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 07.10.2021 г. № 1024/нк присвоено ученое звание профессора по научной специальности «Теоретико-исторические правовые науки».

Учёба и трудовая деятельность: аспирантура при кафедре философии и теологии Белгородского государственного университета. С 2005 г. по настоящее время бессменно работает в ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова»: старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы, начальник Учебно-методического управления, проректор по учебной работе. С 2019 г. – избран членом-корреспондентом Академии наук Чеченской Республики. В 2021 г. – избран членом-корреспондентом Российской академии образования. В 2022 г. – избран действительным членом (академиком) Академии наук Чеченской Республики

Образовательная деятельность. Разработаны курсы лекций по истории социальной работы в России и за рубежом, по теории и методике профессионального образования для аспирантов.

Ученики:

1) кандидатские диссертации: Саракаева А.Х. «Традиции и обычаи чеченцев как этнопедагогические принципы воспитания молодежи». ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (2013); Кахаров А.С. «Направленность внутриорганизационного обучения на подготовку молодого преподавателя колледжа к проектированию индивидуальной методической системы». ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (2014); Алгаев А.Н. «Развитие коммуникативной мобильности будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе». ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (2014); Ибрагимова Л.В. «Коллективная поисковая деятельность как средство развития методического мышления учителя». ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (2014); Далдаева Т.И. «Формирование профессиональной позиции будущих юристов средствами контекстного обучения». ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (2016); Самбиева Л.И. «Бенчмаркинговое исследование как средство развития профессиональной мобильности учителя». ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (2016); Дудаев Г.С-Х. «Формирование управленческой компетентности будущих специалистов государственного управления». ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (2018); Цамаева А.А. «Педагогическое обеспечение практикоориентированной направленности подготовки будущего юриста в вузе». ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (2017); Мукуев М.А. «Формирование у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально-художественной культуры Чечни». ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (2018); Миназова В.М. «Формирование у будущего педагога-психолога способности к взаимодействию со специалистами коррекционных образовательных учреждений». ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (2018); Сердюкова Е.Ф. «Формирование у будущего педагога-психолога навыков выбора поведенческих стратегий в условиях социально-профессиональной адаптации». ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (2018); Ногомерзаева З.С. «Система стимулирования учителей общеобразовательных школ к инновационной профессиональной деятельности в условиях муниципальной образовательной среды». ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (2018); Мутусханова Р.М. «Формирование профессионально-речевой компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования». ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (2018); Усманов М.И. «Теория и практика образовательных реформ в России в конце ХIХ – начале ХХ веков». ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (2018); Гумашвили И.Р. «Подготовка будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2019); Ибрагимова Т.В. «Подготовка будущего учителя к эколого-просветительской деятельности в школе». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2019); Хаджиева М.В. «Развитие субъектной позиции учителя в педагогическом сообществе в общеобразовательной организации». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2019); Эжаева М.А. «Муниципальная методическая служба как средство развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2019); Сурцев А.В. «Формирование положительного образа сотрудника органов внутренних дел как защитника правопорядка в системе повышения квалификации». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2019); Кадзоков А.Х. «Психолого-педагогические условия адаптации курсантов к учебной деятельности в образовательных организациях МВД России». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2019); Хасуев А.Э. «Молодежная культура в современной России: философско-культурологическая экспликация». ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (2019); Даудов Р.Х. «Понимание мира в исламе». ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (2019); Кучмезов Р.А. «Формирование у сотрудников полиции способности к установлению доверительных отношений». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2020); Вахабова С.А. «Формирование профессиональной устойчивости у студентов – будущих бакалавров социальной работы». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2020); Духаева Л.Д. «Развитие у учителей культуры концептуализации профессионального опыта в школе как самообучающейся организации». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2020); Эльмурзаева Р.А. «Педагогическая стратегия развития научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2020); Серганова З.З. «Педагогическое содействие совершенствованию профессионального мастерства учителей общеобразовательных организаций в системе повышения квалификации». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2020); Туркаева Л.В. «Стратегия формирования у студентов педагогического университета ценностного отношения к правовым нормам». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2020)»; Дадашов М.М. «Содействие будущим бакалаврам юриспруденции в становлении субъектного опыта принятия решений». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2020)»; Шаухалова Р.А. «Педагогическая система формирования цифровой культуры студентов бакалавриата в информационно-образовательной среде университета». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2021)»; Селимханов М.С. «Организация продуктивного сотрудничества студентов как средства совершенствования их социального опыта (дата размещения». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2021); Ашхотова Л.А. «Совершенствование коммуникативной мобильности сотрудников ОВД в дополнительном профессиональном образовании».ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова» (2021)»; Цакаева Х.Б. «Педагогическое содействие студентам университета в формировании ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова» (2021)»; Киндарова З.Б. «Повышение эффективности подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова» (2021)»; Хаджимурадова Т.Х. «Волонтерские практики как средство воспитания моральной ответственности у будущих бакалавров социальной работы». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова» (2021)»; Альханов Н.М. «Педагогическая стратегия формирования социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова» (2021)»; Ибрагимов Ю.М. «Социально-проектная деятельность как средство формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова» (2021)»; Урусов З.Х. «Педагогическое содействие в развитии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова» (2022)»; Арамисов А.А. «Развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова» (2022)»; Доттуев Т.И. Педагогическая стратегия развития эмоционально-волевой саморегуляции у сотрудников полиции в системе повышения квалификации. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова» (2022)»; Осмаева Э.И. «Формирование проектного мышления у будущих бакалавров средствами коллективной исследовательской деятельности». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова» (2022)»; Анимоков И.К. «Педагогическое содействие в развитии профессиональной успешности сотрудников полиции». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова» (2022)»; Бештоев Р.О. «Развитие уверенности в себе у молодых сотрудников органов внутренних дел в дополнительном профессиональном образовании». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова» (2022)»; Сулейманова Т.З. «Педагогическая поддержка будущих медицинских сестер в формировании готовности к осуществлению санитарно-просветительской работы среди населения». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова» (2022)»; Османов М.М. «Развитие лидерских качеств у сотрудников ОВД в системе повышения квалификации». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова» (2022)»; Гедугошев Р.Р. «Развитие социальной ответственности у молодых сотрудников полиции в процессе их обучения в системе повышения квалификации». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова» (2023)»; Теппеев А.А. «Развитие у сотрудников полиции культуры выстраивания доверительных отношений с различными группами населения». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова» (2023)». Дагаев Р.Р. «Трансформации молодежной субкультуры в образах свободы сетевого дискурса». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова» (2023)». Хамзатова З.Р. «Чеченская живопись 1960-1980-х годов XX века: философско-культурологический анализ». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова» (2023)».

2) докторские диссертации: Скрипова Н.Е. «Теория и практика ориентации школьников на рабочие профессии». ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (2019); Магомедова М.Г. «Социокультурные и дидактические ресурсы адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях национального региона». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2019); Нагоева М.А. «Самообразование курсантов российских университетов силовых ведомств на современном этапе: компаративно-эволюционный анализ (на примере Университета МВД)». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2019); Анкваб М.Ф. «Абхазская народная педагогика: становление, развитие и реализация в современном учебно-воспитательном процессе». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2019); Гнатышина Е.В. «Ценностно-смысловые ориентиры формирования цифровой культуры будущего педагога». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2020); Хаджиев С.М. «Поликультурное воспитание подрастающего поколения в интерактивной концепции развития». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2020); Абдулгалимов Р.М. «Теоретико-методологические основы развития профессионального мировоззрения студентов медицинского вуза». ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (2021).

Работа в диссертационных советах: – приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.08.2018 г. №43/нк назначен заместителем председателя диссертационного совета 24.2.433.01 по педагогическим наукам, созданного на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова»; – приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18.07.2019 г. №676/нк назначен заместителем председателя диссертационного совета 24.2.433.03 по юридическим наукам, созданного на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова»; – приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.10.2021 года № 1081/нк назначен заместителем председателя диссертационного совета 24.2.433.02 по философским наукам, созданного на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова».

Участие в экспертных советах: Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28.04.2018 г. № 335 включён в состав Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. Указом Главы Чеченской Республики от 22 ноября 2019 г. № 166 включён в состав Совета по науке и образованию при Главе Чеченской Республики. Приказом Министерства образования и науки Чеченской Республики от 24 ноября 2014 г. № 1159-п включён в состав Общественного совета при Министерстве образования и науки Чеченской Республики. Решением Академии Worldskills Russia от 07.04.2021 г. присвоен статус эксперта по проведению демонстрационного экзамена по стандартам «Worldskills Russia». Распоряжением Председателя Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области образования – Министра науки и высшего образования Российской Федерации от 1 марта 2021 г. включен в состав экспертной комиссии по высококачественным изданиям для системы образования Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области образования.

Участие в работе редакционных коллегий научных журналов: является членом редакционных коллегий научных журналов: «Северный регион: образование, наука, культура» (г. Сургут), «Известия Чеченского государственного университета имени А. А. Кадырова» (г. Грозный), «ФГУ Science» (г. Грозный), «Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова» (г. Владикавказ), «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров» (г. Челябинск), «Мир науки. Педагогика и психология» (г. Москва), «Педагогика и психология служебной деятельности» (г. Москва), «Наука. Искусство. Культура» (г. Белгород), «Государственная служба и кадры» (г. Москва), «Образование. Наука. Научные кадры» (г. Москва).

Область научных интересов: философия межпоколенческих отношений, человек в изменяющейся социокультурной реальности, управление непрерывным профессиональным развитие педагогических работников в самообучающихся образовательных системах, мемориальная культура.

Направления исследований: культурология, философия, педагогика профессионального образования, история педагогики и образования.

Автор более 300 опубликованных работ, в том числе 8 монографий: «Межпоколенческое взаимодействие в условиях социокультурной трансформации современного общества: социально-философский анализ (2008); «Конфликтологическая культура учителя: сущность, внутреннее строение и особенности развития» (2010); «Конфликтологическая культура учителя и ее развитие в самообучающейся организации» (2011); Традиции и обычаи чеченцев как этнопедагогические принципы воспитания молодежи (2012); «Диалог поколений в культурно-цивилизационной системе современной России» (2015); «Взаимодействие поколений в контексте современных цивилизационных процессов» (2015); «Граф Павел Николаевич Игнатьев: просветитель, педагог и государственный деятель» (2016); «Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях» (2021); «Современная мемориальная культура Чеченской Республики: теоретико-методологические и прикладные аспекты изучения» (Москва, 2023).

Награды:

Указом Главы Чеченской Республики от 23 апреля 2018 г. № 60 присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Чеченской Республики».

Указом Главы Чеченской Республики от 08.02.2021 г. № 14 присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Чеченской Республики».

Постановлением Президиума Российской академии образования от 21 ноября 2018 г. № 9/7-1 присвоено почётное звание «Профессор Российской академии образования».

Решением Российского профессорского собрания от 13.11.2020 г. №3 присвоено звание Лауреата Общенациональной премии «Профессор года».

Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 17 сентября 2021 г. № 1339 н/к награжден нагрудным знаком «Молодой ученый».

Указом Главы Чеченской Республики от 22 марта 2023 года № 44 присвоено почетное звание «Народный учитель Чеченской Республики».

Контактная информация: тел.: 8 (8712) 22-48-49, e-mail: nasrudiny@mail.ru.